Памятник Александру I в Таганроге

Памятник Александру I в Таганроге

Памятник Александру I сооружался по инициативе таганрожцев, желавших увековечить пребывание и безвременную кончину монарха в их родном городе.

Памятник Александру I сооружался по инициативе таганрожцев, желавших увековечить пребывание и безвременную кончину монарха в их родном городе. Александр I не раз выказывал своё особое благоволение к Таганрогу, немало сделав для его развития. По его высочайшему разрешению была основана первая мужская гимназия, открыт коммерческий суд, создан таганрогский таможенный округ. Место для установки памятника, напротив греческого мужского монастыря было выбрано Елизаветой Алексеевной, вдовствующей супругой Александра I.

В этом нет ничего удивительного – Иерусалимский греческий монастырь (или Варвациевский, по имени основателя) появился в городе, так сказать с благословения Александра. Во время пребывания в Таганроге и он и супруга не раз посещали монастырский храм, и там же, для прощания, со 2 по 25 декабря 1825 года выставили тело покойного. Итак, место было найдено. Средства пришли от членов дома Романовых, а часть денег собрали таганрогские обыватели, несказанно гордые тем, что прославились на всю империю, хоть и несколько печальным образом.

Сам памятник, как это нередко бывает, оказался поделен на две части: скульптурную группу выполнил ректор Петербургской Академии Художеств И. П. Мартос, не только создатель знаменитого памятника Минину и Пожарскому в Москве, но и почти наш земляк – его племянник жил в городе, автором постамента стал известный зодчий А. И. Мельников. Император должен был предстать перед зрителями в позе античного полководца, его фигура возвышалась прихотливо драпированная в широкий плащ, из-под которого виднелся генеральский мундир. Одной рукой царь придерживал эфес шпаги, другой держал свиток – свод законов или трактат о мире – разночтения тут вполне возможны.

Тщательно выполненное лицо Александра отличалось близким портретным сходством, его нога попирала извивающееся тело змеи, символ победы над Наполеоном. Здесь же скульптор укрепил крылатых ангелочков – знак «ангельского» характера Александра (великого, по свидетельству современников, притворщика). Сам пьедестал состоял из трёх частей, и к нему вело пять ступеней. В таком виде памятник был торжественно открыт 23 октября 1831 года прямо на линии пересечении улицы Монастырской с переулком, ныне называемым Лермонтовский. Мероприятие прошло с большим размахом, во всех церквах совершались особые службы, сверкала иллюминация, звучал несмолкаемый колокольный звон, в городе и на кораблях палили пушки. Никто из Романовых, однако, на открытие не приехал. В 1837 году монумент обнесли чугунными тумбами с тяжёлыми цепями, а в 1888 году разбили вокруг небольшой сквер с цветником высадили дубы и дополнительно окружили его железной, кованной, решёткой. В таком виде Александр Благословенный простоял до революции 1917 года.

Разумеется, политические изменения предрешили его судьбу. В 20-м году, едва рухнула в городе власть «белых», его немедленно снесли как символ поверженного царизма. Некоторое время фигура стояла забитая досками на площади, а потом её увезли в Ростов на переплавку.

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ
Вы можете связаться с нашими менеджерами для уточнения всех интересующих вас деталей.